Антитеррористическая комиссия

«

Утверждаю»

Председатель

ОО «Движение молодежи

за будущее Казахстана»

 

_____________Амандыкова У.Б.

«__» __________________ 2022 г.

 

«Согласовано»

Руководитель

ГУ «Управления образования

Карагандинской области»

 

______________ Кожахметова Г.Ш.

«____» ____________________ 2022 г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЧС

сотрудников, обучающихся и воспитанников

организаций  образования

 (пожар, нахождение взрывоопасных предметов, нападение вооружённых лиц)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2022г.

 

Содержание

 

 

  1. Содержание ……………………………………………2
  2. Общие положения………………………………………3
  3. Возникновение пожара…………………………………5
  4. Обнаружение подозрительного предмета …………….7
  5. Нападение вооружённых лиц …………………………..9
  6. Телефоны служб экстренного реагирования…………11

 

 

Общие положения

 

Настоящий алгоритм действий сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера(в т.ч.пожар), нахождение инородного предмета и угрозы совершения акта терроризма и направлен на их предупреждение и ликвидацию.

  1. Причинами возникновения пожара на территории организации образования могут быть:

— неисправность электрооборудования:

— несоблюдение противопожарной безопасности:

— авария на соседних объектах:

— непотушенные остатки костра;

— пропитанная горюче – смазочными материалами ветошь;

— землетрясения (вторичный факт);

— грозовые явления в атмосфере и др.

Выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера(в т.ч. пожар) возлагается на руководителей организаций образования в пределах их компетенции, установленной Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

  1. Подозрительным предметом понимаются бесхозная сумка, пакет, ящик, коробка, игрушка с торчащими проводами, издающего подозрительные звуки (щелчки, тикание и др.) и необычные запахи (миндаля, хлора, аммиака).

Данный предмет может оказаться взрывным устройством, или начиненным отравляющими химическими веществами (ОХВ), биологическими агентами (возбудителями опасных инфекций, типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.) пакетом.

Лицам, обнаружившим опасный или подозрительный предмет обязаны незамедлительно сообщить на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112» (в случае, если это воспитанник или обучающийся, то воспитателю или классному руководителю) и до прибытия сил экстренного реагирования находиться на безопасном расстоянии от предмета и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося. В случае совершения акта терроризма руководители и сотрудники организаций образования обязаны незамедлительно информировать правоохранительные и специальные органы о совершенном акте терроризма и обеспечить эвакуацию персонала организации образования.

  1. При организации работы по предупреждению возникновения угрозы совершения акта терроризма важно особое внимание уделять предотвращению свободного проникновения на объекты и к уязвимым участкам (участкам, оборудованию) посторонних лиц, что, исключит возможность доставки террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, средств связи и т.п.

Основными признаками возможной подготовки и осуществления террористической деятельности:

— появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки в близлежащем окружении объекта возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к определенным аспектам в его деятельности;

— неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото — и видеосъемки и т. п.;

— необоснованное вступление в контакт с персоналом и сотрудниками охраны, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности и т. д.;

— проникновение в подвалы и на чердаки лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;

— наличие у посторонних посетителей (лиц, вызывающих подозрение) документов, проверка которых охраной на входе в здание объекта не дает информации, о личности предъявителя;

— сообщение администрации и персоналу объекта ложной информации;

— изучение уязвимых участков и порядка доступа к ним, порядка системы пропускного режима и охраны объекта.

 При вооруженном нападении на сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников необходимо принять меры для самоизоляции, немедленно покинуть опасную зону, а также сообщить на канал  «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112».

Спрятавшись, дождитесь ухода террористов, и при первой возможности покиньте здание.

 

 Предварительные проработки различных ситуаций позволят сформировать Алгоритм действий сотрудников и обучающихся организаций образования при возникновении угрозы совершения акта терроризма, в том числе адресных инструкций и памяток, регулирующих действия в типичных экстремальных ситуациях.

На основе заблаговременного анализа типовых сценариев, ЧС, террористической атаки.  Важно, с целью их изменения в благоприятную, положительную сторону в каждой фазе развития чрезвычайных ситуаций разработать и в режиме реального времени реализовать комплекс мероприятий, позволяющих эффективно влиять на конкретные исходную, промежуточную и заключительную ситуации.

Ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости организаций образования возлагается на их руководителей в пределах компетенции, установленной Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

 

  1. Возникновение пожара (взрыва)

 

 Действия руководителя:

— немедленно сообщить об этом по телефону в государственную противопожарную службу (далее — ГПС) по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112;

— принять посильные меры по спасению и эвакуации людей, тушению пожара первичными средствами пожаротушения и сохранности материальных ценностей,

— проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей при пожаре);

—  при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), остановить работу систем вентиляции;

— выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развитию пожара и задымления помещений здания;

—  осуществлять общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения ГПС;

— обеспечить соблюдение требования безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

— организовать встречу подразделений ГПС и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара и противопожарного водоснабжения;

По прибытии пожарного подразделения руководитель организации образования обязан проинформировать руководителя тушения пожара о конструктивных особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых веществ – и других сведениях, необходимых для успешной  ликвидации  пожара,  безопасности.

Действия персонала (сотрудники, педагоги):

немедленно сообщить руководству, а также по телефону в государственную противопожарную службу (далее — ГПС) по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112, назвав адрес и номер объекта, место возникновения пожара, свою фамилию и должность;

— прекратить занятие, обесточить электрические приборы и оборудование, выключить свет и закрыть окна

-в случае сильного задымления выдать обучающим

ся имеющиеся в кабинете средства защиты;

— соблюдая выдержку и спокойствие, не допуская паники, вывести учащихся на первый этаж и далее к основному или запасному выходам из школы согласно утвержденному плану эвакуации при пожаре;

— оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;

— организовать встречу пожарных и спасателей, показать им места подъезда к школе, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место возгорания на плане;

— осуществить перекличку обучающихся, о ее результатах доложить руководителю организации образования и информировать родителей;

— одевают воспитанников и выводят из групп, проводят перекличку.

Действия обучающихся:

— обучающиеся, услышав тревогу о пожаре, по указанию преподавателя, должны покинуть кабинет и здание, согласно плана эвакуации;

— в ходе эвакуации не поднимать панику и не толкаться;

— при сильном задымлении обязательно использовать средства защиты органов дыхания;

— не разбегаясь собраться в одном месте сбора, указанного в плане эвакуации;

— в случае отсутствия рядом сидящего согруппника на месте сбора, немедленно сообщите педагогу или сотруднику организации образования.

Действия охраны организации образования:

— немедленно сообщить руководству, а также по телефону в государственную противопожарную службу (далее — ГПС) по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112, назвав адрес и номер объекта, место возникновения пожара, свою фамилию и должность;

— задействовать системы оповещения объекта и проинформировать о возникновении возгорания;

— начать своевременную эвакуацию людей с объекта, проверив наличие лиц в каждой части объекта;

— принять меры по локализации и тушению пожара первичными средствами пожаротушения;

— оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;

— организовать встречу пожарных и спасателей, показать им места подъезда к объекту, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место возгорания на плане;

— после приезда пожарных необходимо оцепить территорию до прибытия полиции и запретить вход на нее лицам, не задействованным в тушении.

 

 

  1. I Обнаружение подозрительного предмета

 

Действия руководителя:

— выставить оцепление из числа постоянных сотрудников организации образования;

— обеспечить беспрепятственный подъезд к месту обнаружения опасного или подозрительного предмета служб экстренного реагирования (подразделения полиции, службы скорой медицинской помощи, пожарные расчеты, оперативно–спасательные службы);

— принять меры по эвакуации обучающихся и сотрудников организации образования.

Действия персонала (сотрудники, педагоги):

— сообщить администрации организации образования (по телефону) и в здание никого не допускать (до их прибытия);

— перевести обучающихся, воспитанников на безопасное расстояние от подозрительного предмета (не ближе 100 м), не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку;

— лицам, обнаружившим подозрительный предмет, до прибытия сил экстренного реагирования находиться на безопасном расстоянии и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося;

— опросить окружающих с целью установления возможного владельца бесхозного предмета;

— воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и сотового телефона, вблизи предмета;

— зафиксировать время и место обнаружения;

— оказать содействие в организации эвакуации обучающихся, воспитанников с территории, прилегающей к опасной зоне;

— при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и т. д.), вести наблюдение;

— покинуть объект, при невозможности — укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.

Действия обучающихся:

— не паниковать, во всем слушать педагогов и сотрудников организации образования;

— не трогать, не вскрывать и не передвигать подозрительный предмет;

— при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и т. д.);

— покинуть объект, при невозможности — укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.

Действия охраны организации образования:

— не трогать, не подходить, не передвигать подозрительный предмет;

— опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;

— воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и сотового телефона, вблизи данного предмета;

— по возможности зафиксировать время и место обнаружения;

— немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112»;|

— быть готовым описать внешний вид подозрительного предмета, и обстоятельства его обнаружения;

— не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;

— обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;

— обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;

— при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и т. д.), вести наблюдение.

Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства (ВУ) или предмета, похожего на ВУ:

— граната РГД-5 – 50 м;

— граната Ф-1 – 200 м;

— тротиловая шашка массой 200 г – 45 м;

— взрывное устройство – не менее 200 м;

— пивная банка 0,33 л – 60 м;

— дипломат (кейс) – 230 м;

— дорожный чемодан – 350 м;

— легковая автомашина – не менее 600 м;

— микроавтобус – 920 м;

— грузовая машина (фургон) – 1240 м.

 

 

III. Вооруженное нападение на сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников организаций образования

 

Действия руководителя:

— незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;

— организация работы по обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте и др.);

— взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.

Действия персонала (сотрудники, педагоги):

— оцените ситуацию, продумайте четкий план, как вы будете вместе с обучающимися покидать здание;

— при возможности безопасно эвакуироваться вместе с воспитанниками, обучающимися, покиньте здание;

— оставьте вещи и сумки;

— не прячьте руки, они должны быть на виду.

В случае отсутствия возможности покинуть здание:

— быстро выглянуть из кабинета, группы и направить всех обучающихся, воспитанников или сотрудников, находящихся в коридоре, в свой кабинет;

— не впускать в кабинет, группу взрослых, которые вам не знакомы или у которых нет пропуска на посещение;

— плотно закройте дверь, желательно на ключ;

— закрыть окна, опустить или закрыть все жалюзи;

— поставить обучающихся, воспитанников у стены так, чтобы злоумышленник не мог видеть их, заглядывая в дверь;

— найти для обучающихся, воспитанников «Безопасный угол»;

— выключить свет и мониторы компьютеров, сотовые телефоны поставить на беззвучный сигнал;

— обеспечить тишину для обучающихся, воспитанников;

— заполнить лист посещаемости (перечислить обучающийхся, которых забрали из коридоров (как указано выше), и составить список обучающихся, воспитанников, которые должны находиться в данном классе, но отсутствуют.

Примечание: Перед выключением света сотрудники должны найти и держать в руках свой журнал посещаемости. Это поможет обеспечить эвакуацию всех учащихся, воспитанников в случае необходимости.

— обучающихся находящихся в спортивном зале, необходимо перевести в раздевалку, запереть все двери, найти безопасное место и выключить свет;

— обучающихся, находящихся в столовых, необходимо передислоцировать в ближайшие классы и выключить свет;

— сотрудники и обучающиеся, воспитанники находящиеся вне здания организации образования,  должны добежать в ближайшее безопасное место, остановиться, упасть и не двигаться;

— сотрудники и обучающиеся, которые находятся в туалетах должны закрыть кабинку и выключить свет;

— все, кто находится в коридоре, должны немедленно перейти в ближайший класс и выключить свет;

— медицинские работники, работники столовой, вспомогательный персонал должны оставаться в помещении, в котором они находятся, закрыть двери и выключить свет;

— обучающиеся и сотрудники библиотеки должны оставаться в библиотеке. Библиотекари должны запереть двери,  найти для детей и для себя безопасное место и выключить свет.

Примечание: Оставайтесь в безопасных местах до распоряжения руководителя.

Действия обучающихся:

— не паниковать, во всем слушать сотрудников и педагогов школы;

— незаметно покинуть объект, при невозможности — укрыться в безопасном месте;

— заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;

— по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.

Примечание: Оставайтесь в безопасных местах до распоряжения руководителя или педагогов.

Действия охраны организации образования:

— выявить вооруженного злоумышленника;

— по возможности блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;

— информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственные органы о факте вооруженного нападения;

— принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и др.).

 

 

  1. IV. Телефоны служб экстренного реагирования

 

При готовящемся или совершенном преступлении немедленно сообщите об этом в территориальные органы КНБ или МВД по месту жительства, либо по телефону доверия или на адрес электронной почты.

Телефон дежурной службы КНБ: _________________________

Телефон дежурной службы полиции:  _____________________

Телефон противопожарной службы:  ______________________

Телефон скорой медицинской помощи: ____________________