« Утверждаю» Председатель ОО «Движение молодежи за будущее Казахстана»
_____________Амандыкова У.Б. «__» __________________ 2022 г.
|
«Согласовано» Руководитель ГУ «Управления образования Карагандинской области»
______________ Кожахметова Г.Ш. «____» ____________________ 2022 г.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЧС
сотрудников, обучающихся и воспитанников
организаций образования
(пожар, нахождение взрывоопасных предметов, нападение вооружённых лиц)
Караганда 2022г.
Содержание
- Содержание ……………………………………………2
- Общие положения………………………………………3
- Возникновение пожара…………………………………5
- Обнаружение подозрительного предмета …………….7
- Нападение вооружённых лиц …………………………..9
- Телефоны служб экстренного реагирования…………11
Общие положения
Настоящий алгоритм действий сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера(в т.ч.пожар), нахождение инородного предмета и угрозы совершения акта терроризма и направлен на их предупреждение и ликвидацию.
- Причинами возникновения пожара на территории организации образования могут быть:
— неисправность электрооборудования:
— несоблюдение противопожарной безопасности:
— авария на соседних объектах:
— непотушенные остатки костра;
— пропитанная горюче – смазочными материалами ветошь;
— землетрясения (вторичный факт);
— грозовые явления в атмосфере и др.
Выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера(в т.ч. пожар) возлагается на руководителей организаций образования в пределах их компетенции, установленной Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
- Подозрительным предметом понимаются бесхозная сумка, пакет, ящик, коробка, игрушка с торчащими проводами, издающего подозрительные звуки (щелчки, тикание и др.) и необычные запахи (миндаля, хлора, аммиака).
Данный предмет может оказаться взрывным устройством, или начиненным отравляющими химическими веществами (ОХВ), биологическими агентами (возбудителями опасных инфекций, типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.) пакетом.
Лицам, обнаружившим опасный или подозрительный предмет обязаны незамедлительно сообщить на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112» (в случае, если это воспитанник или обучающийся, то воспитателю или классному руководителю) и до прибытия сил экстренного реагирования находиться на безопасном расстоянии от предмета и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося. В случае совершения акта терроризма руководители и сотрудники организаций образования обязаны незамедлительно информировать правоохранительные и специальные органы о совершенном акте терроризма и обеспечить эвакуацию персонала организации образования.
- При организации работы по предупреждению возникновения угрозы совершения акта терроризма важно особое внимание уделять предотвращению свободного проникновения на объекты и к уязвимым участкам (участкам, оборудованию) посторонних лиц, что, исключит возможность доставки террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, средств связи и т.п.
Основными признаками возможной подготовки и осуществления террористической деятельности:
— появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки в близлежащем окружении объекта возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к определенным аспектам в его деятельности;
— неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото — и видеосъемки и т. п.;
— необоснованное вступление в контакт с персоналом и сотрудниками охраны, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности и т. д.;
— проникновение в подвалы и на чердаки лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;
— наличие у посторонних посетителей (лиц, вызывающих подозрение) документов, проверка которых охраной на входе в здание объекта не дает информации, о личности предъявителя;
— сообщение администрации и персоналу объекта ложной информации;
— изучение уязвимых участков и порядка доступа к ним, порядка системы пропускного режима и охраны объекта.
При вооруженном нападении на сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников необходимо принять меры для самоизоляции, немедленно покинуть опасную зону, а также сообщить на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112».
Спрятавшись, дождитесь ухода террористов, и при первой возможности покиньте здание.
Предварительные проработки различных ситуаций позволят сформировать Алгоритм действий сотрудников и обучающихся организаций образования при возникновении угрозы совершения акта терроризма, в том числе адресных инструкций и памяток, регулирующих действия в типичных экстремальных ситуациях.
На основе заблаговременного анализа типовых сценариев, ЧС, террористической атаки. Важно, с целью их изменения в благоприятную, положительную сторону в каждой фазе развития чрезвычайных ситуаций разработать и в режиме реального времени реализовать комплекс мероприятий, позволяющих эффективно влиять на конкретные исходную, промежуточную и заключительную ситуации.
Ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости организаций образования возлагается на их руководителей в пределах компетенции, установленной Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
- Возникновение пожара (взрыва)
Действия руководителя:
— немедленно сообщить об этом по телефону в государственную противопожарную службу (далее — ГПС) по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112;
— принять посильные меры по спасению и эвакуации людей, тушению пожара первичными средствами пожаротушения и сохранности материальных ценностей,
— проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей при пожаре);
— при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), остановить работу систем вентиляции;
— выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развитию пожара и задымления помещений здания;
— осуществлять общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения ГПС;
— обеспечить соблюдение требования безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
— организовать встречу подразделений ГПС и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара и противопожарного водоснабжения;
По прибытии пожарного подразделения руководитель организации образования обязан проинформировать руководителя тушения пожара о конструктивных особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых веществ – и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара, безопасности.
Действия персонала (сотрудники, педагоги):
— немедленно сообщить руководству, а также по телефону в государственную противопожарную службу (далее — ГПС) по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112, назвав адрес и номер объекта, место возникновения пожара, свою фамилию и должность;
— прекратить занятие, обесточить электрические приборы и оборудование, выключить свет и закрыть окна
-в случае сильного задымления выдать обучающим
ся имеющиеся в кабинете средства защиты;
— соблюдая выдержку и спокойствие, не допуская паники, вывести учащихся на первый этаж и далее к основному или запасному выходам из школы согласно утвержденному плану эвакуации при пожаре;
— оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;
— организовать встречу пожарных и спасателей, показать им места подъезда к школе, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место возгорания на плане;
— осуществить перекличку обучающихся, о ее результатах доложить руководителю организации образования и информировать родителей;
— одевают воспитанников и выводят из групп, проводят перекличку.
Действия обучающихся:
— обучающиеся, услышав тревогу о пожаре, по указанию преподавателя, должны покинуть кабинет и здание, согласно плана эвакуации;
— в ходе эвакуации не поднимать панику и не толкаться;
— при сильном задымлении обязательно использовать средства защиты органов дыхания;
— не разбегаясь собраться в одном месте сбора, указанного в плане эвакуации;
— в случае отсутствия рядом сидящего согруппника на месте сбора, немедленно сообщите педагогу или сотруднику организации образования.
Действия охраны организации образования:
— немедленно сообщить руководству, а также по телефону в государственную противопожарную службу (далее — ГПС) по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112, назвав адрес и номер объекта, место возникновения пожара, свою фамилию и должность;
— задействовать системы оповещения объекта и проинформировать о возникновении возгорания;
— начать своевременную эвакуацию людей с объекта, проверив наличие лиц в каждой части объекта;
— принять меры по локализации и тушению пожара первичными средствами пожаротушения;
— оказать первую помощь пострадавшим по мере возможности;
— организовать встречу пожарных и спасателей, показать им места подъезда к объекту, размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место возгорания на плане;
— после приезда пожарных необходимо оцепить территорию до прибытия полиции и запретить вход на нее лицам, не задействованным в тушении.
- I Обнаружение подозрительного предмета
Действия руководителя:
— выставить оцепление из числа постоянных сотрудников организации образования;
— обеспечить беспрепятственный подъезд к месту обнаружения опасного или подозрительного предмета служб экстренного реагирования (подразделения полиции, службы скорой медицинской помощи, пожарные расчеты, оперативно–спасательные службы);
— принять меры по эвакуации обучающихся и сотрудников организации образования.
Действия персонала (сотрудники, педагоги):
— сообщить администрации организации образования (по телефону) и в здание никого не допускать (до их прибытия);
— перевести обучающихся, воспитанников на безопасное расстояние от подозрительного предмета (не ближе 100 м), не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку;
— лицам, обнаружившим подозрительный предмет, до прибытия сил экстренного реагирования находиться на безопасном расстоянии и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося;
— опросить окружающих с целью установления возможного владельца бесхозного предмета;
— воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и сотового телефона, вблизи предмета;
— зафиксировать время и место обнаружения;
— оказать содействие в организации эвакуации обучающихся, воспитанников с территории, прилегающей к опасной зоне;
— при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и т. д.), вести наблюдение;
— покинуть объект, при невозможности — укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
Действия обучающихся:
— не паниковать, во всем слушать педагогов и сотрудников организации образования;
— не трогать, не вскрывать и не передвигать подозрительный предмет;
— при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и т. д.);
— покинуть объект, при невозможности — укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
Действия охраны организации образования:
— не трогать, не подходить, не передвигать подозрительный предмет;
— опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
— воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и сотового телефона, вблизи данного предмета;
— по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
— немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета на канал «102» органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу «112»;|
— быть готовым описать внешний вид подозрительного предмета, и обстоятельства его обнаружения;
— не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
— обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;
— обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
— при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и т. д.), вести наблюдение.
Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства (ВУ) или предмета, похожего на ВУ:
— граната РГД-5 – 50 м;
— граната Ф-1 – 200 м;
— тротиловая шашка массой 200 г – 45 м;
— взрывное устройство – не менее 200 м;
— пивная банка 0,33 л – 60 м;
— дипломат (кейс) – 230 м;
— дорожный чемодан – 350 м;
— легковая автомашина – не менее 600 м;
— микроавтобус – 920 м;
— грузовая машина (фургон) – 1240 м.
III. Вооруженное нападение на сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников организаций образования
Действия руководителя:
— незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
— организация работы по обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте и др.);
— взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
Действия персонала (сотрудники, педагоги):
— оцените ситуацию, продумайте четкий план, как вы будете вместе с обучающимися покидать здание;
— при возможности безопасно эвакуироваться вместе с воспитанниками, обучающимися, покиньте здание;
— оставьте вещи и сумки;
— не прячьте руки, они должны быть на виду.
В случае отсутствия возможности покинуть здание:
— быстро выглянуть из кабинета, группы и направить всех обучающихся, воспитанников или сотрудников, находящихся в коридоре, в свой кабинет;
— не впускать в кабинет, группу взрослых, которые вам не знакомы или у которых нет пропуска на посещение;
— плотно закройте дверь, желательно на ключ;
— закрыть окна, опустить или закрыть все жалюзи;
— поставить обучающихся, воспитанников у стены так, чтобы злоумышленник не мог видеть их, заглядывая в дверь;
— найти для обучающихся, воспитанников «Безопасный угол»;
— выключить свет и мониторы компьютеров, сотовые телефоны поставить на беззвучный сигнал;
— обеспечить тишину для обучающихся, воспитанников;
— заполнить лист посещаемости (перечислить обучающийхся, которых забрали из коридоров (как указано выше), и составить список обучающихся, воспитанников, которые должны находиться в данном классе, но отсутствуют.
Примечание: Перед выключением света сотрудники должны найти и держать в руках свой журнал посещаемости. Это поможет обеспечить эвакуацию всех учащихся, воспитанников в случае необходимости.
— обучающихся находящихся в спортивном зале, необходимо перевести в раздевалку, запереть все двери, найти безопасное место и выключить свет;
— обучающихся, находящихся в столовых, необходимо передислоцировать в ближайшие классы и выключить свет;
— сотрудники и обучающиеся, воспитанники находящиеся вне здания организации образования, должны добежать в ближайшее безопасное место, остановиться, упасть и не двигаться;
— сотрудники и обучающиеся, которые находятся в туалетах должны закрыть кабинку и выключить свет;
— все, кто находится в коридоре, должны немедленно перейти в ближайший класс и выключить свет;
— медицинские работники, работники столовой, вспомогательный персонал должны оставаться в помещении, в котором они находятся, закрыть двери и выключить свет;
— обучающиеся и сотрудники библиотеки должны оставаться в библиотеке. Библиотекари должны запереть двери, найти для детей и для себя безопасное место и выключить свет.
Примечание: Оставайтесь в безопасных местах до распоряжения руководителя.
Действия обучающихся:
— не паниковать, во всем слушать сотрудников и педагогов школы;
— незаметно покинуть объект, при невозможности — укрыться в безопасном месте;
— заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
— по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
Примечание: Оставайтесь в безопасных местах до распоряжения руководителя или педагогов.
Действия охраны организации образования:
— выявить вооруженного злоумышленника;
— по возможности блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
— информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственные органы о факте вооруженного нападения;
— принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и др.).
- IV. Телефоны служб экстренного реагирования
При готовящемся или совершенном преступлении немедленно сообщите об этом в территориальные органы КНБ или МВД по месту жительства, либо по телефону доверия или на адрес электронной почты.
Телефон дежурной службы КНБ: _________________________
Телефон дежурной службы полиции: _____________________
Телефон противопожарной службы: ______________________
Телефон скорой медицинской помощи: ____________________